четверг, 6 октября 2011 г.


Кому в России мешает борьба с контрабандой?

Несколько мыслей к вышесказанному касательно борьбы в России с таможенной преступностью (речь не о «шалостях» таможенников, а о незаконном перемещении товаров).
До сих пор предпринимателей, решивших слегка или посильнее надуть государство и положить в карман лишний рубль, могли привлечь к уголовной ответственности по двум основным статьям УК РФ – ст.188 (контрабанда) и ст.194 (уклонение от уплаты таможенных платежей).
При этом контрабандой является перемещение товаров стоимостью 1,5 млн. руб. и выше через границу с любыми нарушениями. Даже если при этом в пакете документов представлен недействительный сертификат или тому подобное – человека формально можно обвинить в контрабанде.
В этом и состоит коррупциогенность, как выразился Дмитрий Анатольевич, статьи 188 УК РФ: при наличии одних и тех обстоятельств обвинить человека в контрабанде или прекратить уголовное дело в связи с малозначительностью (а то и вовсе отказать в его возбуждении).
Со ст.194 посложнее – тут необходимо доказать, что путем совершения одной внешнеэкономической операции лицо не уплатило в бюджет 3 млн. руб. и более. Поэтому такие уголовные дела в России исчисляются парой сотен в год как максимум. И произвольно прекратить такие уголовные дела с явным ущербом государству существенно сложнее.
Зачастую одни и те же действия подпадали и под ст.188, и под ст.194 УК РФ, и человека обвиняли сразу в двух преступлениях.

Сейчас в Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, внесенный Президентом Д.А. Медведевым, одним из главных пунктов которого является декриминализация товарной контрабанды (ч.1 ст.188 УК РФ).
Выражаясь простым языком – такого преступления в Уголовном кодексе больше не будет. Останется только ст.194 УК РФ, которая будет предусматривать уголовную ответственность при уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с физического лица – на 1 млн. руб. и выше, с юридического лица – 2 млн. и выше.
Казалось бы, положительные изменения… Из-под ног коррупционеров выбивается основа для безосновательного возбуждения уголовных дел о контрабанде, правоохранительные органы вынуждены все усилия сосредоточить на выявлении преступлений, причиняющих действительно существенный и доказанный экономический ущерб.
Однако посмотрим на реальное положение дел.
Средняя статистическая стоимость товарной партии, оформляемой по одной декларации, по России в среднем составляет около 100 тыс. долл. США. Средний размер таможенных платежей, взимаемых с одной декларации, - примерно 28 тыс. долл. США (18% НДС и 10% - усредненная таможенная пошлина).
Исходя из нехитрых расчетов, можно прийти к выводу, что даже занизив декларируемую стоимость такого товара в 2 раза (!), уклонение от таможенных платежей составит 14 тыс. долл. США (примерно 434 тыс. рублей). Естественно, привлечение к уголовной ответственности за такие деяния будет заведомо незаконным.
Получается, чтобы по новой редакции ст.194 УК РФ хоть кто-то попался на преступлении, необходимо оформить товара стоимостью 250-500 тыс. долл. США (что бывает крайне редко, об этом любой таможенник знает).
Вы спросите: но ведь предприниматели ввозят товары систематически, и своими регулярными действиями не уплачивают таможенных платежей на сумму значительно более 1-2 млн. рублей! Почему же их нельзя привлечь к уголовной ответственности за все эти факты?
Наверное, с такой же наивностью над этим вопросом не задумывались и те, кто разрабатывал законопроект.
Дело в том, что существует Постановление 23-го Пленума Верховного Суда СССР от 1929 года (удивительно, но действующее), в котором определено, что для квалификации как преступного деяния, состоящего из нескольких эпизодов, необходимо, чтобы каждый эпизод носил характер преступного.
В нашем случае это означает, что по каждой товарной декларации, а не по всем вместе, уклонение должно составить 1 (2) млн. рублей.
Что это все значит? Это значит, что теперь не только возбуждение уголовных дел по таким фактам незаконно. Теперь и любая оперативно-розыскная деятельность в отношении таких «предпринимателей» будет незаконной при условии заведомого отсутствия признаков уголовно-наказуемых деяний. Иными методами доказать, задокументировать и пресечь преступления в сфере таможенного дела крайне сложно. А по таким схемам работают большинство участников внешнеэкономической деятельности в России.
Немногие, кто попадают под новую ст.194 УК – это «черные» контрабандисты, ввозящие товары через открытые участки границы («по полям») или скрывающие их от контроля (с недекларированием). При  условии перемещения достаточно крупной товарной партии размер неуплаченных таможенных платежей может составить крупный размер 1 (2) млн. руб.

Интересно, найдется ли в Верховном Суде РФ кто-то смелый, чтобы отменить или изменить это постановление 29-го года после того, как за критику рассматриваемого президентского законопроекта в марте этого года без каких-либо разбирательств был уволен советник Председателя Верховного суда РФ?

Комментариев нет:

Отправить комментарий